Студента гуфака мгу - страница 7

^ 6.2.4. Информация как источник прибыли.
В силу многих причин большинство механических процессов, связанных с производством и распространением правительственной информации - печатание, обработка и распространение, - остались вне сферы деятельности коммерческих каналов. До тех пор, пока эти виды деятельности не приносили прибыли, частные предприниматели предпочитали заниматься другими вещами, но теперь, когда информационная индустрия достигла внушительных размеров и государство вынесло на своих плечах все тяготы роста, ситуация меняется. Частное предпринимательство пытается получить доступ к правительственной информации, которая может иметь рыночную стоимость, и принять участие в управлении, обработке и распространении информации которую правительство разрешает обнародовать.

Мемуары (воспоминания бывших правительственных чиновников) зачастую используют секретную информацию, а сами чиновники наживаются на продаже книг, содержащих секретные данные о событиях, о которых в своё время правительство не считало нужным информировать прессу и общественность. Таким образом, засекречивание данных используется, для того чтобы сначала лишить американский народ информации, которая в последствии продаётся ему выбранными им самим должностными лицами. В тоже время эта информация была скрыта от американцев в период, когда она могла оказать влияние на формирование их мнения и повлиять на их решения.

Теперь, когда состояние информационной индустрии правительства исчисляется миллиардами долларов, она стала открытой для участия частного капитала, также, как это было с разработкой природных ресурсов, которая ранее находилась в руках федерального правительства. Правительственная информация - национальное достояние. Созданное с помощью государственных фондов, - постепенно становится ещё одним товаром, который продаётся или придерживаться в соответствии с рыночными принципами и из соображений получения прибыли.

Это означает, что те, у кого есть средства, смогут купить всё, что они пожелают. А менее состоятельные, то есть большая часть граждан, окажутся полностью исключёнными из потока распределения информации.
^ 6.3. Индустрия отдыха и развлечений: укрепление статус-кво.
В США, стране, где увеличивающаяся производительность труда позволяет рабочей силе иметь всё больше свободного времени, отдых и развлечения представляют собой растущие отрасли индустрии, обладающие огромным, хотя и неосознанным влиянием.

Хотя в развлекательной продукции фабрик слова и образов представлены все мифы, на которые опирается манипуляция сознанием, всё же в мире сфабрикованных иллюзий преобладает один, главный миф: представление о том, что отдых и развлечения не имеют рыночной стоимости, не имеют точки зрения и существуют так сказать, вне социального процесса.

Все известные формы массовой культуры: комиксы, мультфильмы, кино, телевизионные и радиошоу, спортивные соревнования и т.д. - составляют необыкновенно разнообразный аппарат обработки сознания. Информационная индустрия, выдающая на-гора товары для отдыха и развлечения, отрицает в тоже время всякое воздействие своей продукции, за исключением возможно, минутного состояния отключённости и счастливой расслабленности.

Считается, что развлекательные программы совершенно не затрагивают важных, волнующих мир проблем, а всего лишь служат для заполнения часа отдыха. В реальности в каждом художественном произведении заложена определенная идеологема. Художественные произведения могут влиять на формирование мнений людей значительно больше, чем документальная литература. Идеология корпоративной экономики пронизывает “чистую” развлекательную продукцию. Содержание и форма развлекательных сообщений специально создаются для пропаганды доминирующего институционального мировоззрения и поведения. “Массовые развлечения, - пишет Эрик Барноу, - в основном пропагандируют статус-кво”.

Далее анализируются три важных и представительных культурно - информационных института, отрицающих какую бы то ни было идеологическую направленность своей деятельности: “ТВ-парк”, “Нэйшэнэл джиографик” и “Уолт Дисней продакшенз инкорпорейтед”.
^ 6.3.1. ”ТВ-парк” и - “нейтральная” информация.
Главная задача “ТВ-гайда”, конечно после получения прибыли, состояла в том, чтобы информировать огромную аудиторию о программах, предлагаемых телевизионными каналами. Судя по всему, это обыкновенная информационная служба которую вряд ли можно назвать манипулятивной, если не принимать в расчёт функции коммерческого ТВ и задачи большинства коммерческих издательств.

Основная задача коммерческого ТВ - завоёвывать массовую аудиторию для рекламодателей. Различные программы выступают лишь в роли “заполнителей” между рекламными сообщениями.

Редактор телепрограммы ”Variety” пишет: “Зритель не клиент, а лишь потребитель телевидения. Рекламодатель покупает его, как покупают стада рогатого скота, - по два доллара пятьдесят центов на тысячу оптом. Журнал помогает загонять аудиторию страны в телевизионные “загоны” и при этом заставляет его прочесть десятки страниц рекламного издания. Представляя определённое удобство для телезрителей “ТВ-парк” оказывает “услугу”, которую многие считают не только безвредной, но и полезной - “он не кому не делает вреда и нравится миллионам”. Но принимая коммерческое ТВ как естественный и нужный институт и используя собственную информационную службу для усиления авторитета коммерческого ТВ, “ТВ-парк” превратился в соучастника небывалого обмана. Предлагаемые им услуги используются для манипулирования умами, а значит, служат инструментом порабощения сознания. Он также является придатком корпоративной экономики и наживается за счёт того же потребительства.”

Обязанный корпоративной экономике за доходы от рекламы и бесплатное паблисити, “ТВ-парк” полностью отдаёт должное своим благодетелям, выступая в роли рыночного инструмента и одновременно источника “нейтральной”.

Как по форме, так и по содержанию “ТВ-парк” полностью повторяет обозреваемые им средство массовой информации, почти не высказывая по отношению к нему никаких критических замечаний. Прикрываясь информационной деятельностью, узаконивает то, в чём следовало бы усомниться. В любом случае - основное содержание журнала - поддержка существующей формы коммерческого ТВ.

При анализе содержания редакционного материала журнала исчезает даже намёк на нейтральность. И всё же отход журнала от объективности остаётся незаметным для большинства читателей.

Главная задача журнала - воспевание коммерческого ТВ. Постоянно и самозабвенно журнал служит типичным образцом фрагментации и потребительства, так успешно содействующих манипуляции сознанием в условиях корпоративной экономики.
^ 6.3.2. ”Нейшнл джиографик”: география без идеологии.
Журнал издаётся Национальным географическим обществом. Его история, его причастность к великим научным географическим исследованиям, его глубокое проникновение в школы, библиотеки и дома средних слоёв общества, а также его авторитет как источника объективной информации в области географии и культуры - превращают журнал в один из самых почитаемых и влиятельных просветительских институтов. С самого начала своего существования журнал утверждает, что он стоит за рамками социальных конфликтов и занимается рассмотрением исключительно явлений природы. Тем не менее, география вызывает интерес лишь тогда, когда в основе её лежат социальные факторы.

“Журнал возник в то время, когда испано-американская война и завоевание Запада американского континента впервые дали возможность американцам обратить взоры за океан. Это был период расцвета торговли, невинного империализма и общего оптимизма. Американцам не терпелось разделить (со старыми колониальными державами) “бремя белого человека”, несущего цивилизацию младшим коричневым братьям на Филиппинах и повсюду, куда звал их долг” - пишет Том Баклей.

Манипуляторы сознанием не замедлили прибрать к рукам “Нейшинал джиографик” прежде всего, в виду его особого и прочного просветительско-информационного положения, опорой которому служит притязание журнала на беспристрастность и независимость суждений. Это и есть модель для программирования сознания. Идеология насквозь пронизывает журнал. Как по форме, так и по содержанию “Джиографик” служит для осуществления политического управления. Ловко используя такие приёмы как комбинированная подача, скрытие и опущение информации, он навязывает читателям своё мировоззрение - “слепую веру в капиталистическую систему свободного предпринимательства”.

“Джиографик” изображает мир как собрание свободных от конфликтов, приятных для посещения достопримечательностей, где время от времени возникают незначительные “беспорядки”. “Беспорядками” журнал называет массовые социальные волнения, расовые конфликты и национально-освободительную борьбу. Журнал отображает мир, который сложился до начала первой мировой войны, когда горстка западных государств распоряжалась ресурсами и народами планеты. За редким исключением статьи журнала не содержат ностальгических воспоминаний о старых порядках, которые в ряде случаев сохраняются до сих пор. “Джиографик” отрицает или игнорирует существование основанных на эксплуатации общественных отношений как внутри государств, так и между ними.

Склонность “Нейшнл джиографик” к националистическим представлениям и милитаризму прошлого образца очевидна. Редко какой номер журнала выходит без фотографии с изображением государственного флага США. Журнал осыпает щедрыми похвалами военно-морской флот США, хозяйничающий в водах мирового океана: “Одна из самых мощных ударных сил в мировой истории оказывает США неоценимую услугу, служа проводником политики доброй воли на Востоке... Авианосец служит опорой нашего могущества в Тихом океане”. “Для сохранения мира необходимо постоянно поддерживать высокую боевую готовность. На протяжении всей истории контроль над морями определял судьбу государств. Это правило действует и сегодня. И надо сказать, что контроль этот находится в надёжных руках - в руках всемирного военно-морского флота США”.

Остаётся лишь сожалеть, что для многих людей всего мира знакомство с географией начинается и заканчивается с “Нейшнл джиографик”. Бакли писал в 1970 году: “Читатель, полагающийся исключительно на “Джиографик” получит такое же представление об окружающем мире, какое имела Мария-Антуанетта в своих апартаментах в Версале”.


^ 6.3.3. ”Чистое” развлечение: корпорация “Уолт Дисней продакшенз”.
Империя развлечений Уолта Диснея - одно из крупнейших промышленных предприятий с торговым оборотом 950 000 000$. Корпорация Диснея не является исключительно внутренним феноменом развлечения. Продукция компании заполонила международные СМИ. На 1966 год по всему миру 240 миллионов человек смотрели кинофильмы Диснея, 100 000 000 каждую неделю видели по ТВ его представления, 800 000 000 читали диснеевские книги и журналы, 50 000 000 слушали и танцевали под его музыкальные передачи и пластинки, 80 000 000 купили запатентованные его фирмами товары, 150 000 000 читали диснеевские странички юмора, 80 000 000 смотрели просветительские фильмы Диснея в школах, церкви, на работе и 6.7 000 000 посетили своеобразную Мекку развлечения - парк Диснейленд.

Империя Диснея занимается в основном сферой мысленных образов. Но в последнее время, с ростом компании, она стала заниматься недвижимым имуществом, строительством и управлением отелей, транспортом и связью. И всё же, информация - вот основной продукт империи. Развлечение есть просвещение, а просвещение есть идеология. Роберт Шайон писал: “Развлекательные программы дают аудитории ключ к тому, что считается ценным в обществе и как себя нужно вести. Они на самом деле представляют собой формы просвещения, внушения принципов.” Можно следующим образом сформулировать содержание диснеевских сообщений, передаваемых фильмами, комиксами, пластинками, рассказами, комплексами на открытом воздухе: созерцайте мир, в котором нет социальных конфликтов. В нём немало насилия. Есть и “дурные люди”, но это всего лишь отдельные люди, а не представители значимых социальных слоёв общества. Мир - это счастливое место, и средние слои американского общества полностью пользуются его благами.

Но даже не это делает продукцию корпорации Уолта Диснея такой интересной с точки зрения манипуляции общественным сознанием. Большого внимания заслуживают сами анимационные технологии, являющиеся отличительной чертой, можно сказать основой брэнда Диснея. Практически во всех мультфильмах, выпускаемых данной компанией, используются только максимально яркие и контрастные цвета для задних планов, практически отсутствуют тени и полутона. Сами герои, как положительные, так и отрицательные изображаются с максимально гипертрофированными чертами лиц и особенностями фигур, полностью отражающими основную, приписываемую автором черту их характера. Таким образом даются рафинированные, разжеванные образы, для восприятия которых не требуется практически никаких усилий воображения или фантазии, характеры и личности показываются прямолинейно и примитивно, а цветовая гамма и музыка практически всегда заранее настраивает сознание на определенный тип восприятия. Мультипликационные фильмы Уолта Диснея настолько пресыщены методами Нейро Лингвистического Программирования, что даже неспециалист может с легкостью отличить многие из них. Применение описанной выше якорной техники доведено до такого совершенства, что посредством простых манипуляций якорями потребителя данного шоу-продукта пропускают через готовую систему чувств, переживаний, мыслеобразов, при этом не требуя ровным счетам никаких усилий со стороны его собственных мышления, фантазии, интеллекта. Стоит ли говорить насколько опасной и вредоносной может быть такого рода продукция для детей – основного адресного поля корпорации Уолта Диснея.

Дисней, вне всяких сомнений, составляет необыкновенно успешную часть предпринимательской системы Северной Америки да и всего мира. Диснеевская продукция оказывает влияние на сознание и представления, бытующие в рамках этой системы. Суть развлекательной продукции корпорации Уолта Диснея - опустошения социального содержания и укрепления статус-кво.

9524631583640052.html
9524748379555347.html
9524910031645873.html
9525006746673561.html
9525161127050991.html