Раздел 4. Практикум 1 - Основы проектного менеджмента

Раздел 4. Практикум 1.

^ Структура образовательного пространства.

• Структура образовательного пространства школы определяет разнообразие и качество выполнения инновационных педагогических проектов……
• Структура образовательного пространства школы должна определяться структурой инновационных педагогических проектов……
Какое из этих утверждений верно? Приведите обоснование своего мнения. Как Ваши выводы связаны с Вашей практикой? Опишите образовательное пространство Вашей школы. Что в нем способствует проектной деятельности учителя? Достаточно ли этих условий? На всех ли этапах проектной деятельности они найдут место, время, помощь руководителя? Что в образовательном пространстве школы мешает организации педагогической проектной деятельности? Чего не хватает? Попробуйте изобразить идеальное, для поставленной задачи, школьное пространство в виде схемы. Познакомьте единомышленников со своими размышлениями и выводами, с Вашей моделью. Попробуйте начать что-то менять, привлеките на свою сторону других участников образовательного процесса.


Раздел 4. Практикум 2.

1.Выделите из теоретического раздела способы и формы работы, которые Вы уже использовали в своей практике. Оцените их эффективность с точки зрения овладения универсальными умениями. Попробуйте в своей управленческой деятельности наиболее близкие способы из рекомендованных. Оцените их эффективность с точки зрения овладения универсальными управленческими умениями.

2.Так что же такое инновационныйй проект развития? Попробуйте его организовать в своей практике.

Инновационный проект с точки зрения развития — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Но ведь проект называется инновационным, тогда в чем же заключается его педагогическая направленность, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействия? Они есть в каждом проекте, но скрыты от исполнителей, закамуфлированы. Нам этот проект видится не только как увлекательная деятельность для всего коллектива. Посмотрим на работу проектантов глазами руководителя проекта. Это и задание для педагогов, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Самостоятельность — это один из признаков проектной деятельности. Она может обеспечиваться, во-первых, нежесткой сформулированной задачей. Это значит, что для того, чтобы начать ее решать, нужно уточнить формулировку, доформулировать задачу. Группы, каждая по-своему, определяют, как они мыслят решение данной проблемы. Таким образом, включается личностная мотивация, начинается процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы — сначала по четкому определению, а затем и по решению проблемы.
Следующий момент самостоятельной работы - практическое применение имеющихся знаний и умений. То есть речь идет о самостоятельности при выполнении проекта в мыслительной, практической и презентационной частях. Кроме того, групповая организация выполнения проекта подразумевает распределение ролей, выполнение работы каждым участником и объединение усилий каждого в единый результат.
Итак, самостоятельность в проектной деятельности обеспечивается нежестким формулированием задачи, сформированностью необходимых для работы знаний, умений и навыков и включением в деятельность через личностную мотивацию.
1. Перечислите несколько ситуаций, в которых Ваши педагоги проявляют самостоятельность, инициативу? Совпадают ли эти моменты?
2. Сформулируйте проектную задачу для Ваших педагогов из актуальных для вашей школы проблем, такую, чтобы нужно и возможно было ее доформулировать, четко определить.
3. Организуйте работу над решением этой задачи в группах. Для начала, распределите учителей в группы самостоятельно, учитывая совместимость, склонность к различным видам деятельности (желательно распределить роли и позиции в группе).
4. Не забудьте выделить время (не меньше половины занятия) для предъявления командами не только полученного продукта, то есть результата решения поставленной задачи, но и способов поиска ее решения, способов взаимодействия в группе.
5. Проанализируйте проведенную работу:
* Что должны были знать и уметь проектанты для того, чтобы справиться с заданием?
* Какие универсальные умения им были необходимы вообще и для работы в группе в частности? Какие результаты были получены, сколько времени было затрачено?
* Что происходило при решении поставленной задачи?
* Как каждый был включен в:
- мыслительную деятельность,
- коммуникативную деятельность (делились своими мыслями, идеями),
- практическую работу по получению результата,
- презентационную деятельность,
- какая была использована технология,
- при такой организации в группах, каким образом распределялись роли? Кто был более склонен к аналитической деятельности? Кто действовал практически? Кто ассистировал?
Повторите свою пробу, сравните полученные результаты.
Попробуйте проанализировать работу вместе с педагогами. Нравится ли им такая работа? Чем? А Вам? Какие продвижения в своих коллегах Вы видите? Какие трудности испытываете?


Приложение 4.

Пояснительная записка к проекту.


Проект обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве практической части проекта (продукта) может быть макет, модель, компьютерная разработка, план мероприятий и т.п., а в качестве теоретической - пояснительная записка. Данное методическое пособие призвано облегчить работу проектанта при составлении пояснительной записки к проекту.


^ КОМПОЗИЦИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ


Разумеется, нет и не может быть жесткого стандарта по выбору композиции исследовательского труда. Каждый его автор волен избирать любой строй и порядок организации материалов, чтобы получить внешнее расположение их и внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считает лучшим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла. Однако сложилась определенная устойчивая традиция формирования структуры научного произведения, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:


  1. Титульный лист

  2. Оглавление

  3. Введение

  4. Главы основной части

  5. Заключение

  6. Библиографический список

  7. Приложения


Титульный лист является первой страницей пояснительной записки и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле дается название проекта, которое проводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Название должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать его основному содержанию. Если автор хочет конкретизировать заглавие своей работы, можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, отчество, занимаемая должность проектанта (в именительном падеже). Затем указывается фамилия и инициалы руководителя. В нижнем поле указывается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»).

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками текста нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.


Введение к работе. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит новизна исследования.

Таким образом, введение - очень ответственная часть пояснительной записки проекта, поскольку оно не только ориентирует проектанта в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые характеристики. Поэтому основные части введения к проекту рассмотрим более подробно.

Актуальность - обязательное требование к любой работе. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.

В применении к инновационному проекту понятие «актуальность» имеет одну особенность. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки с зрения своевременности и социальной значимости, характеризует уровень его знаний и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описанием издалека нет особой необходимости.

От формулировки цели проекта, необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить...., описать...., установить...., выявить.... и т.п.).

Во введении описываются и другие вопросы. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических).

В конце вводной части желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

В главах основной части проекта подробно рассматривается методика и техника исследования, а также обобщаются полученные результаты.

В теоретической части необходимо провести обзор литературы по теме проекта. Обзор литературы должен показать основательное знакомство с теоретическими вопросами, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности. Если проект посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом.

В поисковой части необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом определенных критериев. Иногда поисковую часть дополняют клаузурой - это сравнительно большой лист бумаги, на котором представлен свободными рисунками, а также прорисовками частей, деталей элементов образ будущих изменений в целом. Лист должен иметь законченную композицию и выразительность, допускает надписи, выделения цветом и даже наложение изображений, «рентгеновские рисунки». Результатом данного раздела является определение одного или нескольких предложений, которые впоследствии будут разрабатываться.

В технологической части необходимо разработать последовательность изготовления практической части проекта. Отчет может включать в себя технологическую карту, в которой подробно описываются шаги выполнения проекта с указанием инструментов, материалов и способов деятельности. Также можно представить алгоритм выполнения проекта в виде последовательных этапов работы.

Далее необходимо рассмотреть экономическую оценку проекта. В экономической части проекта представляется полный расчет затрат на выполнение проекта. Здесь же представляется проект рекламы и маркетинговое исследование. Результатом экономического расчета должно быть обоснование затрат на инновационные изменения в проектируемом образовательном пространстве. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта сжато, логично и аргументированно излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Пояснительная записка завершается заключением. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие самооценки проектантом проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные результаты получены, какие встают новые задачи и связи с выполнением проекта, какие «плюсы» и «минусы» существуют в проекте. Заключительная часть, составленная по такому плану, характеризует глубину изучения темы, показывает уровень знаний и степень осмысления рассмотренных в проекте проблем. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, способы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим проектантам придется решать в первую очередь.

После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Если ее автор дает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, которые фактически не были использованы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака «№»), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляют со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки.

^ ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Принято считать, что оформление - заключительный этап создания проекта. На самом деле это не так. Общеизвестно, что форма неразрывно связана с содержанием, поэтому необходимо соблюдать правила оформления текста в процессе выполнения проекта.

^ Общие требования

Пояснительная записка выполняется рукописным, машинописным способом или с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х288 до 210х297) через (два-полтора) межстрочных интервала с числом строк на странице не более 40. В каждой строке должно быть не более 60-65 знаков с учетом пробелов между словами. Минимальная высота шрифта 1,8 мм.

Текст работы следует писать или печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм; правое - не менее 10 мм; верхнее - не менее 15 мм; нижнее - не менее 20 мм. Вписывать в текст работы отдельные слова, формулировки, условные знаки допускается чернилами, тушью, настой только черного цвета, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе написания работы, допускается исправлять подчисткой или закрыванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами.

Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты.

Заголовки структурных частей работы: «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ВЫВОДЫ», «САМООЦЕНКА», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» - печатаются прописными буквами симметрично тексту. Заголовки разделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовки и подзаголовки приводят в форме именительного падежа единственного и (реже) множественного числа. Заголовки рубрик могут начинаться как с прописной, так и со строчной буквы, подзаголовки - только со строчной (если это, конечно, не имена собственные). Окончания рубрик знаками препинания не фиксируются.

Заголовок перед заголовками заканчивается двоеточием, если нет ссылки к тексту непосредственно после заголовка. Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице. Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3-4 интервалам. Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.

^ Представление отдельных видов иллюстративного материала

Рассмотрим общие правила представления и оформления отдельных видов иллюстративного материала. Иллюстрировать работу необходимо исходя из определенного общего замысла по тщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться от иллюстрации случайных, связанных с второстепенными деталями текста и предупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важнейшим темам. Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст - иллюстрации. Все иллюстрации в проекте должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. В тексте на иллюстрации даются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в проектной работе. Не следует оформлять ссылки как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется то, что содержится в подписи. В том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией, помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения «(рис. 3)», либо в виде оборота типа:«...как это видно на рис. 3» или«...как это видно из рис. 3». Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации.

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

- наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рис.»;

- порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;

- тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме;

- экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом.

Фотография – особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить документ или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Во многих отраслях науки и техники фотография – это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение чего- либо).К фотографии в исследовании помимо чисто технических требований (чёткость изображения, качество отпечатков и т.п.) предъявляются ещё требования особого рода. Так как фотографирование здесь осуществляется как часть целого, а не как самостоятельное произведение фотоискусства, эти требования сводятся к определённому подчинению отдельного снимка общему замыслу работы. Общее требование соответствия конкретизируется функцией, которую несёт изображение.

Схема – это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо процесса и показывающие взаимосвязь их главных элементов. На схемах всех видов должна быть выдержана толщина линий изображения основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей и толщина линий их связей. В некоторых проектах пространственные схемы различных систем изображаются в виде прямоугольников с простыми связями-линиями. Такие схемы называются блок-схемы.

Диаграмма – один из способов графического изображения зависимости между объектами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных. В соответствие с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. Наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных – столбчатые (ленточные) и секторные. Для построения линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе откладываются факториальные (независимые) признаки. На оси ординат – показатели на определенный момент или период времени или размеры результативного независимого признака. Вершины ординат соединяются отрезками, в результате чего получается ломаная линия. На линейные диаграммы одновременно можно наносить ряд показателей.

На столбчатых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины, расположенных вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольников пропорциональна изображаемым ими величинам. При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбчатой, а при горизонтальном – ленточной. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.

Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, то есть условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:

- общий заголовок графика;

- словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

- оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;

- числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей. Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. По осям координат должны быть указаны условные обозначения и размерности отложенных величин в принятых сокращениях. На графике следует писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного, и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, расшифровку проводят под рисуночной подписи.

Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.

^ Разработка проекта – творческая работа, и как всякое творчество требует определенной степени свободы. Поэтому автор вправе изменять последовательность изложения материала, не включать отдельные разделы из рекомендуемого перечня или добавлять то, что, по его мнению, может улучшить качество проекта. Автор может усилить наглядное восприятие проекта, используя различные изобразительные средства: цвет, объем, фактуру и т.д.


9510188095201344.html
9510316342598745.html
9510420982873877.html
9510581541279292.html
9510699933790338.html